Повреждение печени на фоне применения ингибиторов контрольных точек отличается от классического DILI и аутоиммунного гепатита

 

Одним из важных критериев диагноза лекарственной гепатотоксичности (DILI) является возобновление симптомов в случае возобновления приема лекарства.

Мы на этом сайте неоднократно обсуждали характер повреждения печени, который вызывают ингибиторы контрольных точек (ИКТ) – новые иммунотерапевтические препараты, все шире применяемые в онкологии. https://gepatitu.net/ingibitory-kontrolnyh-tochek-ne-vyzy/

27 ноября 2019 г. стала доступна публикация в The American Journal of Gastroenterology большого ретроспективного исследования применения ИКТ у 5762 пациентов. Во-первых, тяжелая (3 и 4 степени) гепатотоксичность оказалось не частым осложнением. Только у 100 (2%) пациентов наблюдалось увеличение активности АЛТ, превышающее верхнюю границу нормы в 5 раз и более. Не удивительно, что частота гепатотоксических реакций оказалась значительно выше при комбинированной терапии препаратами анти-CTLA-4 и анти-PD-1/PD-L1 (9,2%), чем при монотерапии каждым из препаратов (1,7% для анти-CTLA-4 и 1,1% для анти-PD-1/PD-L1).

Во-вторых, только 67 пациентов получали стероидную терапию, и у 10 из этих пациентов наблюдалась рецидив гепатотоксичности после снижения дозы стероидов. Особенно интересно, что среднее время от появления гепатотоксичности до улучшения до степени 1 или ниже было значительно дольше у тех больных, которым назначались стероиды (23 дня), чем у тех, которые не получали их (14 дней).Характеристики поражения печени, ответа на терапию стероидами и клинические исходы были сопоставимы между группами из 38 больных с предсуществовавшим фоновым заболеванием печени и 62 — без ранее существовавшего заболевания печени.

В 69 случаях после развития гепатотоксичности терапия ИКТ была полностью отменена. У остальных 31 пациента после нормализации активности АЛТ терапия ИКТ была возобновлена. Что особенно интересно, повторно поражение печени наблюдалось только у 8 из этих 31 пациента, у которых первоначально была зарегистрирована 3 степень гепатотоксичности. Это противоречит нашим каноническим представлениям об обязательном повторном развитии гепатотоксических реакций в случае возобновления приема препарата, вызвавшего DILI. По-видимому, механизмы развития иммуно-опосредованной гепатотоксичности у больных, получающих ИКТ отличаются от классического DILI более существенно, чем мы об этом думаем.

The American Journal of Gastroenterology, online November 27, 2019

 

Автор: В. Е. Сюткин, д.м.н., профессор кафедры хирургии с курсами онкологии, анестезиологии и реаниматологии, эндоскопии, хирургической патологии, клинической трансплантологии и органного донорства ИППО ФГБУ «ГНЦ РФ – ФМБЦ им. А.И. Бурназяна», в.н.с. Московского Центра трансплантации печени НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского

13 января 2020